Как оказалось, далеко не все знают, кто такие Женя Беркович и Светлана Петрийчук, да и о «Театральном деле» многие не слышали. Между тем, уголовное преследование этих девушек имеет принципиальное значение для культуры, так как угрожает самой сути русской литературы и русского театра.

Кто такие Евгения Беркович и Светлана Петрийчук?

Светлана Александровна Петрийчук — российский драматург, сценарист, театральный режиссёр, кинорежиссёр и педагог. В 2022 году за пьесу «Финист ясный сокол» она получила театральную премию «Золотая маска».

Евгения Борисовна Беркович, более известная как Женя Беркович — российский театральный режиссёр, драматург и поэтесса. Она предпочитает говорить о себе феминитивами: режиссёрка, драматургесса, что часто возмущает общественность.

В чем обвиняют Евгению Беркович и Светлану Петрийчук?

В 2020 году была опубликована пьеса Светланы Петрийчук «Финист ясный сокол», а режиссёр Евгения Беркович в том же году поставила по ней спектакль. Автор повествует о судьбах российских женщин, завербованных радикальными исламистами на сайтах для знакомств. В пьесе используются протоколы реальных допросов и судебных разбирательств.

После жалобы актера Владимира Карпук на содержание пьесы началось преследование Жени Беркович и Светланы Петрийчук. 10 апреля 2023 года Следственным комитетом Российской Федерации по городу Москва на основании опубликованной в интернете видеозаписи читки пьесы «Финист ясный сокол» было возбуждено уголовное дело об «оправдании терроризма», названное также «Театральным делом».

Сторона обвинения настаивает на том, что девушки поставили своей целью оправдание терроризма, рассказывали в пьесе об «исключительности» террористов и создали интересный образ. Из-за содержания спектакля «Финист Ясный Сокол» Светлане Петрийчук и Евгении Беркович предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 205.2 Уголовного кодекса (публичное оправдание терроризма и пропаганда терроризма через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе интернет). По этой статье им грозит до семи лет лишения свободы.

Всё о «Театральном деле». Кто такие Беркович и Петрийчук?

Какой суд занимается делом?

«Театральным делом» занимается 2-й Западный окружной военный суд, расположенный в Москве на улице Арбат.

Судьи

Чепрасова Наталья Викторовна, судья Замоскворецкого районного суда. 5 мая 2023 года арестовала Беркович и Петрийчук до 4 июля 2023 года.

Сысоева Ирина Виссарионовна, судья Мосгорсуда. 30 мая 2023 года оставила апелляции на арест Беркович и Петрийчук без удовлетворения.

Пахомова Екатерина Петровна, судья Хамовнического районного суда. 30 июня 2023 года продлила арест до 10 сентября.

Артёмов Сергей Александрович, судья Мосгорсуда. 31 июля 2023 года оставил апелляции Беркович и Петрийчук без удовлетворения.

Мищенко Диана Игоревна, судья Хамовнического районного суда. 6 сентября 2023 года оставила Беркович и Петрийчук под стражей до 4 ноября.

Рыжова Анастасия Васильевна, судья Мосгорсуда. 25 октября 2023 оставила без удовлетворения апелляции Беркович и Петрийчук.

Рахматов Юрий Александрович, судья Замоскворецкого районного суда. 3 ноября 2023 года оставил Беркович и Петрийчук под стражей до 10 января 2024 года.

Никишина Наталья Васильевна, судья Мосгорсуда. 30 ноября отклонила апелляции Беркович и Петрийчук, отчитала Женю Беркович за жалобу на пыточные условия при этапировании в Петербург для производства следственных действий.

Семёнова Лариса Викторовна, судья Замоскворецкого районного суда. 9 января 2024 года продлила срок содержания под стражей до 10 марта 2024 года.

Слушания по делу

20 мая 2024 в Москве во Втором Западном окружном военном суде начался процесс по делу, в ходе которого Беркович и Петрийчук заявили суду, что отвергают выдвинутые обвинения и не признают своей вины. Они отмечают, что «целью пьесы было не оправдать запрещенную в Российской Федерации организацию, а предупредить подобные ситуации».

1-ое слушание 20.05.2024 продлилось 10 часов. Защитниками Жени Беркович в суде выступили Ксения Карпинская и Елена Орешникова, Светланы Петрийчук — Мария Куракина. На одиннадцатом часу судебного заседания суд постановил отложить судебное заседание до 10:00 21 мая.

2ое слушание 21.05.2024 На заседании продолжился допрос свидетелей со стороны обвинения. На допрос были вызваны актрисы, игравшие в спектакле.

3-е слушание 22.05.2024 Продолжился допрос свидетелей.

4-ое слушание 23.05.2024 Был вызван свидетель обвинения Владимир Карпук – актёр и режиссёр Нижегородского театра. Именно он в октябре 2022 года опубликовал в соцсетях пост, где обвинял спектакль «Финист Ясный Сокол» в «деструктивности».

5-ое слушание 24.05.2024 Была допрошена актриса Наталья Горбас, игравшая в спектакле одну из центральных ролей. Завершилось слушание допросом Алисы Колесовой, которая провела психологическую экспертизу детей Жени Беркович, в связи с чем эта часть заседания проходила в закрытом режиме.

6-ое слушание 03.06.2024 На суде прокурор Денисова полностью зачитала стенограмму записи спектакля. После этого планировалось допросить свидетелей обвинения, однако они не прибыли в суд.

7-ое слушание 06.06.2024 Допросили свидетелей защиты Вениамина Смехова и Ксению Раппопорт. (См. ниже: Протокол опроса Вениамина Смехова)

Следующее слушание назначено на 10 июня.

Протокол опроса Вениамина Смехова

Судья: В силу возраста, состояния здоровья будете стоя давать показания?
Смехов: Стоя
 
Судья удостоверяет личность свидетеля.
 
Судья: Ваше место работы
Смехов: В театре
Судья: В каком
Смехов: Куда позовут, там работаю. В Театре Наций играю спектакль «Последнее лето»
Судья: Подсудимые вам знакомы?
Смехов: Я — актер, Женя — режиссер. После замечательного спектакля «Считалка», мы были в восторге от спектакля, сообщили об этом восторге режиссеру. Со Светланой, к сожалению, лично не знакомы.
Судья: есть неприязненные отношения к подсудимым?
Смехов: Меня хорошо воспитывали, я не вру. Нет
 
Судья зачитывает свидетелю его права и обязанности.
 
Адвокат Карпинская: Смотрели ли вы спектакль, если да, то где?
Смехов: В Боярских палатах. Где-то после активного периода пандемии
Адвокат Карпинская: Какова цель и задача спектакля?
Смехов: Предупреждение об опасности, особенно для молодого поколения. Попутная опасность существует в виде жуликоватых звонков по телефону, много жуликов сейчас. Опасность поддаваться на незнакомые и опасные предложения. Но пьеса и спектакль свободны от буквальных предупреждений. Они рассчитывают на зрителя, который воспитан театром. Спектакль талантлив и силен. Иносказание, метафора, поэтичность. Мотив сострадания — и в тексте и в спектакле.
Адвокат Карпинская: Отождествляют ли себя авторы со своими героинями?
Смехов: Нет. Сегодня день рождения Пушкина. Мне неловко говорить очевидные вещи для тех, кто учился в советских школах и в школах Российской Федерации. Талант автора в том, что решительное действие каждого персонажа совершенно отделено от жизни и характера автора, Светланы. Также как замечательные актрисы, которые играют в спектакле, он играют чужую жизнь как свою. Как у Станиславского.
Адвокат Карпинская: Скажите, пожалуйста, вы посмотрели спектакль. Он оправдывает терроризм Или пропагандирует?
Смехов: Он настойчиво предупреждает о той беде, которая может оказаться на пути… Я должен ссылаться на Афанасьева, где ради любви Марьюшка или Аленушка готовы жертвовать собой. Спектакль продолжает форму театральную — вербатим. Актрисы защищают свою роль перед обстоятельствами, перед которыми они бессильны. Те обстоятельства, при которых мы собрались, не соответствует истине.
 
Женя Беркович: У меня к вам вопрос как к мужчине (35 лет мечтала это сказать). Показалось ли вам, что в спектакле каким-то образом оскорбляются чувства русских мужчин?
Смехов: У меня фамилия Смехов, я не могу серьезно отвечать на этот вопрос. Этот спектакль о беде. Нет, конечно.
 
Адвокат Бадамшин: Вы помните атмосферу на спектакле по итогам просмотра? Какие-то отзывы вслух?
Смехов: Похоже на то, что происходит после хорошей премьеры. У зрителя было сочетание трагического жанра и какой-то очень светлой лирики по отношению к девчонкам. Это сочетание выражалось в том, что зрители, как я помню, называли персонально актрис. Такая была перекличка: «а моя вот так, а моя вот так!» Зрители были знакомы с актрисами, с их работой. С тем, что мы сейчас увидели в спектакле
Адвокат Бадамшин: А были негативные отзывы?
Смехов: Я с самого рождения театра на Таганке один из ближайших сподвижников Любимова, и мне впервые пришлось видеть такую несправедливость…
Судья: Ваш творческий путь неоспорим. Ваш авторитет в творческих кругах очевиден. Но были ли какие-то негативные отзывы?
Смехов: Нет. Не было. А можно вопрос: Вы меня знаете как Смехова или как Атоса?
Судья: Я вас знаю как свидетеля защиты по уголовному делу
Смехов: Я запомню ваш ответ
 
Адвокат Куракина: А по вашему мнению, пьеса содержит оправдание терроризма?
Смехов: И пьеса и спектакль настойчиво предупреждают о такой беде, как сопутствие террористам и врагам нашего отечества
 
Прокурор: Вы работали с Беркович или с Петрийчук?
Смехов: Нет, к сожалению
Прокурор: А в Гоголь центре?
Смехов: Да, я работал там много. Но с Женей нет
 
Адвокат Карпинская спрашивает про примеры убийств в кино, и является ли это оправданием. Судья перебивает, пытается переформулировать вопрос.
Смехов: Оправдания ИГИЛ там нет никаким образом.
Судья: Можно ли говорить, что работы Светланы Александровны и Евгении Борисовны сподвигли людей заинтересоваться, пойти в ряды террористов…?
Смехов: Мы друг друга с вами понимаем. Этого нет ни в пьесе, ни в спектакле. Я был бы рад, чтоб ещё раз посмотреть этот спектакль. Хороший спектакль каждый раз вносит подробность эстетического свойства, но не сопротивляется пьесе. То, что я уже назвал: спектакль — предупреждение. Это то, что я увидел в спектакле, то, что я прочел в пьесе. И я бы очень хотел снова увидеть этот талантливый спектакль.
 
Допрос свидетеля Смехова окончен.

Всё о «Театральном деле». Кто такие Беркович и Петрийчук?
Опрос В. Смехова в суде