Административный надзор за гражданами, освободившимися из мест лишения свободы — одна из важнейших функций органов внутренних дел. Сотрудники полиции систематически наблюдают за тем, чтобы должностные лица и граждане точно и обязательно соблюдали требования, возложенные на них судом и законом. Кроме того, полиция контролирует поведение граждан в обществе, пресекает нарушения, ведет профилактику новых преступлений, а также привлекает нарушителей к ответственности, принимает к ним иные меры общественного воздействия.

Надзор за образом жизни и поведением в обществе граждан, ранее судимых и недавно освободившихся из мест лишения свободы занимает особое место в административном надзоре. От качества этой работы зависит уровень рецидивной преступности. Данная деятельность особенно значима сегодня, когда количество повторных преступлений, совершаемых ранее отбывавшими наказания гражданами, превышает все возможные нормативы. По статистике, вновь совершают аналогичные преступления до трети освободившихся из мест лишения свободы преступников. Если же говорить об особо тяжких деяниях, рецидивистами совершено каждое второе из них.

В советское время, с 1966 по 1990 год, правоохранительные органы СССР достаточно эффективно вели профилактику рецидивов. Ключевую роль в этом результате играл как раз надзор за поведением лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Отвечала реалиям и нормативно-правовая база.

В девяностых годах государство и общество пошло по пути демократизации многих общественных процессов. В числе прочих, были фактически упразднены и механизмы контроля за бывшими преступниками. Отдельные «демократы» даже ставили под сомнение саму необходимость существования системы контроля за освободившимися из мест лишения свободы гражданами.

Отказ от эффективной советской системы административного надзора нередко выдавался за демонстрацию государственного доверия. Сегодня очевидно, что этим доверием большинство «выпускников» исправительных учреждений успешно злоупотребили, что обрело поистине массовый характер и угрожающую динамику.

Новый Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» был принят лишь в 2011 году. Вот, как новый закон определил государственный надзор за освободившимися:

Административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им возложенных на него оьязанностей.

Среди задач административного надзора выделяют:

  • предупреждение совершения лицами, освободившимися из мест лишения свободы, преступлений;
  • оказание профилактического воздействия на указанных лиц;
  • контроль за выполнением поднадзорными возложенных на них судом обязанностей, а также соблюдением предпиисанных ограничений.

К сожалению, первая версия закона получилась достаточно поверхностной, составленной на основе поверхностных знаний принципов административного надзора. Прежний, советский, закон опирался на многолетние исследования и огромный опыт по выявлению и профилактике рецидивной преступности. Этот опыт, увы, не был учтён современными российскими законодателями.

Помимо всего прочего, не была учтена и объёмная практика применения советского законодательства об административном надзоре. Причём, актуальная текущая повестка и реальные условия жизни в стране тоже не были никем учтены.

Главной проблемой Закона образца 2011 года стали многочисленные возможности двоякого толкования норм сотрудниками полиции, то есть к произволу по отношению к поднадзорным гражданам. Справедливости ради, отметим, что и механизмы применения норм Закона были разработаны плохо и непонятно для большинства полицейских.

В результате всего перечисленного, при осуществлении органами внутренних дел административного надзора нередки случаи нарушений законности — коррупция, самоуправство, произвольное толкование буквы закона.

Хочется надеяться, что эта статья поможет студентам стать профессиональными и компетентными специалистами в области административного надзора, сотрудникам правоохранительных органов — лучше разобраться в том, как должен работать административный надзор, а их подопечным объяснит, к чему нужно относиться с должным пониманием, а против чего необходимо протестовать и защищать собственные права.

Михаил Виноградов: Исторические формы уголовного процесса в Европе Составитель: Михаил Виноградов, петербургский правозащитник, юрист в области уголовного права, главный редактор портала ZNBM. ru, автор книги «УДО: от и до»., совладелец издательства «Большие города».

Правовые основы установления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы

Понятие и формальные основания установления административного надзора

Изучая любой юридический вопрос, крайне важно сразу же разобраться с терминами и определениями — в нашем случае, с самим понятием административного надзора.

Исходя из текста Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами. освобождёнными из мест лишения свободы», принятого 6 апреля 2011 года, получаем следующие принципиально важные термины и определения:

Административный надзор — осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом.

Административное ограничение — временное ограничение прав и свобод лица, освобождённого из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом об административном надзоре.

Закон об административном надзоре — Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

Поднадзорное лицо — лицо, в отношении которого органами внутренних дел осуществляется административный надзор.

Главная задача административного надзора — предупреждение совершения поднадзорными лицами новых преступлений, а также оказание на них профилактического воздействия.

Органы приглядывают за наиболее «рецидивоопасными» гражданами, вероятность совершения новых преступлений которыми гораздо выше средней. Основной мишенью административного надзора был и остаётся специальный рецидив.

Специальный рецидив — совершение преступления лицом, уже отбывшим реальный срок за совершение точно такого же преступления.

Административный надзор осуществляется за гражданами, отбывавшими реальный срок за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Сам факт отбытия гражданином уголовного наказания за преступление, относящееся к одной из перечисленных групп, является основанием для назначения административного надзора. Никаких дополнительных оснований или решений суда не нужно.

Мы уже не раз обсуждали с вами, какие преступления относятся к какой степени тяжести, но для полноты этого исследования — позволю себе несколько повториться. Тем более, что и вопрос этот возникает у читателей правозащитного портала ZNBM.ru по-прежнему очень и очень часто.

Тяжкое преступление — это умышленное деяние, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет (часть 4 статьи 15 УК РФ).

Особо тяжкое преступление — это умышленное деяние, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, превышающий десять лет, либо более строгое наказание (часть 5 статьи 15 УК РФ).

Рецидив преступления — это совершение умышленного преступления человеком, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (статья 18 УК РФ).

Опасный рецидив — это совершение человеком тяжкого преступления, за которое оно уже осуждалось к реальному решению свободы, либо два и более раза осуждалось к реальному лишению свободы за умышленное преступление средней тяжести. Кроме того, опасным рецидивом признаётся совершение человеком тяжкого преступления, если ранее он отбывал реальное лишение свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Особо опасный рецидив — это совершение человеком тяжкого преступления, за которое оно приговаривается к реальному лишению свободы, если ранее было два раза отбывало реальный срок за тяжкое преступление или осуждалось за особо тяжкое преступление.

Умышленное преступление — это преступление, совершенное с прямым или косвенным умыслом (определение из статьи 25 Уголовного кодекса РФ).

Прямой умысел — это полное осознание преступником общественной опасности преступления, а также возможности или неизбежности наступления общественно-опасных последствий, желание наступления этих последствий.

Косвенный умысел — осознание преступником общественной опасности своего преступления, предвидение возможности наступления общественно-опасных последствий, не желал, но сознательно допускал такие последствия, либо относился к вероятности их наступления безразлично.

Административный надзор устанавливается в отношении лица, отбывшего лишение свободы за преступление, совершенное в отношении несовершеннолетнего. В этом случае формальным основанием для назначения надзора является именно то, что потерпевшим является несовершеннолетний. Состав преступления и степень его тяжести при этом никакого влияния не оказывают, несовершеннолетним считается потерпевший, которому на момент преступления не исполнилось восемнадцати лет.

Профессиональное сообщество относится к идее административного надзора над всеми, совершившими преступления в отношении несовершеннолетних, как к неразумной и избыточной. Изначально административный надзор необходим для профилактики роста количества тяжких преступлений и нет смысла осуществлять его за теми, кто совершил преступление небольшой или средней тяжести. Данная практика, к тому же, оказывает значительную нагрузку на исполнительные органы и бюджет.

Целям и задачам административного надзора вполне соответствовала бы практика безусловного назначения такого надзора за лицами, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Такие преступники остаются потенцильно опасными и после отбытия наказания, многие из них совершают повторные (рецидивные) преступления, едва оказавшись на свободе.

Во второй части статьи 3 Закона об административном надзоре, кроме того, содержатся следующие признаки, которые можно отнести к формальным основаниям для назначения надзора:

  • указание на наличие непогашенной или неснятой судимости при опасном или особо опасном рецидиве;
  • указание на наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
  • Изнасилование (статья 131 УК РФ);
  • Насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ);
  • Понуждение к действиям сексуального характера (статья 133 УК РФ);
  • Половое сношение и иные действия сексуального характерам с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 134 УК РФ);
  • Развратные действия (статья 135 УК РФ).

Преступления, считающиеся преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних, описаны в главе 18 УК РФ («Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»):

В отношение лиц, совершивших перечисленные преступления лица, а также в опасных и особо опасных рецидивистов законом определен особый порядок установления административного надзора. Мы обязательно рассмотрим его ниже.

Материальные основания назначения административного надзора за освобождёнными из мест лишения свободы (МЛС)

Помимо перечисленных выше формальных оснований для установления административного надзора за лицами, освобождаемыми или уже освободившимися из мест лишения свободы, закон определяет и целый ряд материальных оснований, при наличии которых за выходящим на свободу лицом должен быть установлен административный надзор. В частности, таким основанием являются систематические нарушения осуждённым режима и условий отбывания уголовного наказания.

Перечень злостных нарушений при этом установлен статьёй 116 УИК РФ. Вот эти нарушения:

  • употребление спиртных напитков, наркотических или психотропных средств;
  • мелкое хулиганство;
  • угроза, непоминовение представителям администрации учреждения или их оскорбление, при отсутствии признаков состава преступления;
  • изготовление, хранение или передача запрещённых предметов;
  • уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;
  • организация забастовок или иных групповых непоминовений, а равно активное участие в них;
  • мужеложство, лесбиянство;
  • организация группировок осуждённых, направленных на совершение указанных в статье 116 УИК правонарушений, а равно активное участие в них;
  • отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Кроме того, злостным может быть признано и иное нарушение условий отбывания наказания, если оно совершено осуждённым повторно в течение одного года — в том случае, если осужденный водворялся за его совершение в ШИЗО или дисциплинарный изолятор.

Если осуждённый совершил нарушения, перечисленные в первой и второй частях статьи 116 УИК РФ, его признают злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания только в том случае, если ему назначены взыскания из пунктов «в», «г», «д» и «е» из первой части статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации:

  • пункт «в»: водворение осуждённых, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
  • пункт «г»: перевод осуждённых мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправитлеьных колониях особого режима — в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
  • пункт «д»: перевод осуждённых мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трёх месяцев.
  • пункт «е»: перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

Помимо перечисленного, пункт «б» статьи 136 УИК РФ в качестве меры наказания не достигших совершеннолетия осуждённых предусматривает возможность их водворения в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учёбу.

Признать осуждённого злостным нарушителем режима может начальник колонии. Для этого он по представлению администрации учреждения выносит постановление. Делается это одновременно с наложением очередного взыскания. Именно это постановление и становится основанием для подачи в суд заявления учреждения УИС о необходимости установления административного надзора за лицом, освобождающимся из учреждения. К заявлению в обязательном порядке прилагается перечень нарушений, допущенных осуждённым.

(текст дополняется)