Мы продолжаем серию публикаций о смертных казнях. Невозможно заниматься уголовным процессом, игнорируя знания о высшей мере наказания, особенностях её применения и методах исполнения приговоров.

Именно данные о смертных казнях позволяют понять, как преломлялось правосудие в той или иной стране, как представления о гуманизме развивались и изменялись с течением времени. Сегодняшняя экзекуция – сажание на кол. Пожалуй, одна из самых жестоких казней. Поехали!

Смертные казни: Сажание на кол

Многие считают сажание на кол (или «посажение на кол») исконно русским способом казни – это не так. И хотя в России этот изуверский метод применяли до восемнадцатого века включительно, пришёл он из Азии. Кстати, например, в Турции и Сиаме колом нередко наказывали и в веке девятнадцатом.

То же касается и Персии. Ксеркс, например, не пожалел кола для царя Леонида – того самого, что вмести с 300 спартанцами пытался не пустить его армию в Фермопилы.

Активно использовались колья и в Африке, и в Северной Америке, и в Европе. Кодексом Каролины, например, предусматривалось сажание на кол для женщин, убивших собственных детей.

Как сажали на кол

Если говорить совсем грубо, суть казни состоит в забивании кола в тело осуждённого. Как правило, кол забивали в задний проход, после чего оставляли приговорённого умирать. Некоторые народы (например, ассирийцы) вводили кол через живот, а выводили через рот или подмышку.

Есть и другие методы сажания на кол – палачи столетиями упражнялись в этом деле, добиваясь максимально медленной смерти для своих жертв, а значит – и максимально мучительной.

Приговорённого к смерти клали на землю (на живот), разводили ноги и руки (часто просто прибивали к земле). После чего вводили в известное отверстие кол. Если кол был большим, анус смазывали маслом или немного надрезали. Палач втыкал кол, насколько мог, а дальше забивал дубиной или молотом.

Иногда механизм казни прописывался в приговоре (например, могло быть указано, насколько глубоко необходимо забить кол), но чаще механика отдавалась на откуп палачам.

После того, как кол был забит на нужную глубину, кол с насаженной на него жертвой ставили вертикально, и казнь продолжалась уже без палача. Человек насаживался на кол под собственным весом. Происходило это медленно и крайне мучительно. Наиболее болезненными были ситуации, когда кол выходил через живот. Если орудие попадало в гортань или грудную клетку, смерть наступала быстрее. В России было принято целиться колом в сердце, но выходило редко.

И всё равно приговорённый умирал долго – случаи, когда страдания продолжались в течение нескольких дней, не были редкостью. На кол, например, посадили любовника жены Петра Первого Евдокии. Через двенадцать часов казни он ещё был в силах смачно харкнуть императору в лицо.

Изначально применяли острый кол, но он быстро разрывал ткани и смерть, якобы, получалась недостаточно мучительной. Многие палачи специально тупили кол, а в некоторых странах и вовсе стали надевать на острие круглый набалдашник (в Китае, Сиаме, Персии и Бирме). Круглая головка не разрывала внутренние органы преступника, а «раздвигала» их, продлевая мучения.

Казнь Сулеймана Эль-Галаби

Когда в 1798 году Наполеон вторгся в Египет, турецкий султан Селим Третий пообещал все земные блага и своё покровительство тому, кто убьёт французского главнокомандующего.

Разумеется, имелся в виду Бонапарт. Но Сулейман Эль-Галаби схитрил. Он дождался отъезда Наполеона из Египта и в 1800 году зарезал его преемника – генерала Клебера, ставшего главкомом войск Франции в Египте.

Казнь Сулеймана Эль-Галаби
Казнь Сулеймана Эль-Галаби

Суд над Эль-Галаби вершила Французская военная комиссия, и по какой-то причине судьи решили отступить от военного кодекса. Для Эль-Галаби избрали принятый в Египте метод казни – сажание на кол.

Исполнять приговор отправился известный французский палач Бартелеми, никогда прежде не сажавший людей на кол. Казнь происходила при большом скоплении народа на эспланаде Каирского института.

Перед тем, как посадить убийцу на кол, его правую руку сожгли на костре. Агония Сулеймана Эль-Галаби продолжалась около четырёх часов. На фоне других посажений на кол, его казнь можно считать «лайтовой». Облегчить страдания помог один из солдат, давший приговорённому попить воды – по свидетельству очевидцев, именно из-за этого и наступила смерть.

За время экзекуции Сулейман Эль-Галаби не произнёс ни звука – даже когда Бартелеми надрезал его анус ножом. Убийца умер со словами «Нет единого Бога, кроме Аллаха» на устах.

Сообщников Эль-Галаби обезглавили, но потом так же насадили на колья и оставили на всеобщее обозрение. Тела спрятали только через три дня. Скелет Эль-Галаби хранится во Франции, в Музее естественной истории (Museum d,Histoire naturelle).

Казнь короля Эдуарда Второго

В Китае довели сажание на кол до максимального уровня изуверства. В анус приговорённого вставляли бамбуковую палочку, через которую вводили раскалённый железный прут. Эдуард Второй ничего не сделал китайцам, но был казнён именно этим способом.

В хронике «Брут» написано, что палачи короля засунули «длинный рог поглубже в его задний проход, а потом взяли раскалённый медный прут и через рог ввели его внутрь тела, и много раз провернули во внутренностях».

Этот способ казни был выбран неспроста – Эдуард был, в том числе, наказан за свой гомосексуализм. Впрочем, выбор изуверского способа можно объяснить и желанием выдать гибель короля за естественную смерть. Получилось плохо – на его лице отпечаталась гримаса ужаса, всем было очевидно, что Эдуарда долго и изощрённо пытали.

Возвращаясь к вопросу о посажении на кол в качестве наказания за гомосексуализм, нельзя не вспомнить ещё один случай, о котором писал Ролан Вильнев. В 1958 году король Ирака посадил на кол своего дядю – как раз, чтобы «кара настигла его через место его греха».