Этим постом мы открываем цикл публикаций о смертных казнях. Невозможно заниматься уголовным процессом, игнорируя знания о высшей мере наказания, особенностях её применения и методах исполнения приговоров.

Смертные казни: всё о повешении

Именно данные о смертных казнях позволяют понять, как преломлялось правосудие в той или иной стране, как представления о гуманизме развивались и изменялись с течением времени. Сегодня поговорим о повешении. Казалось бы, что можно о нём рассказать. Как оказалось, многое! Поехали!

Самый распространённый способ казни

Повешение – самый распространённый способ казни, применявшийся большинством цивилизаций. На сегодняшний момент преступников всё ещё вешают более, чем в восьмидесяти государствах планеты.

Плюсы повешения очевидны – это очень просто и дёшево, а ещё достаточно зрелищно. Кстати, простота метода и доступность материалов делают повешение и самым распространённым способом самоубийства. Такой способ сведения счётов с жизнью, по статистике, выбирают свыше половины самоубийц.

Помимо всего прочего, вешать людей можно массово – как и расстреливать. Известно, что Пётр Первый в 1698 году приказал повесить несколько сотен участников стрелецкого бунта. В 1917 году немцы сотнями вешали африканских аборигенов, а во время Великой отечественной войны – советских партизан.

Механизм повешения

Принцип повешения прост, как три копейки. Скользящая петля затягивается на шее приговорённого под действием его собственного веса. Силы, с которой это происходит, вполне достаточно для того, чтобы прекратили работать сразу несколько жизненно важных органов.

Верёвка сдавливает сонные артерии, из-за чего прекращается кровообращение. Вследствие этого гибнет головной мозг. Иногда при повешении повреждаются спинной мозг и ломаются шейные позвонки.

Повешение реализуется при помощи специальной конструкции, именуемой виселицей. Как правило, это вертикальный столб с прикреплённой сверху горизонтальной балкой. На балке фиксируется верёвка с петлёй.

Нередко бывает и два столба, тогда поперечная балка крепится на них, как перекладина. На такой виселице можно повесить сразу несколько приговорённых. При уже упомянутых повешениях немцами аборигенов в Африке применялись как раз такие «многоместные» виселицы необыкновенной длины. Согласно воспоминаниям свидетелей, их ряд тянулся до горизонта.

Практически, эти две конструкции применяются во всём мире. Исключением является лишь треугольная турецкая виселица. Из брёвен строится тренога, верёвка крепится к её вершине. В Китае использовали «клетку для повешения» – но технически, это скорее орудие для удушения (мы ещё обсудим его в соответствующей статье).

Способы повешения

Казалось бы, какие тут могут быть способы. Но, как оказалось, их целых три. Давайте рассмотрим каждый из них:

Первый способ повешения

Приговорённый поднимается на некое возвышение – стул, деревянный ящик или, например, телегу. Потом на шею накидывают петлю. При этом подходе, палач или выбивает подставку из-под ног преступника, или толкает его вперёд.

Смерть при таком способе наиболее мучительна и наступает достаточно долго. Чтобы облегчить страдания приговорённого, иногда палачи висли на нём.

Второй способ повешения

Второй способ работает наоборот. Приговорённого не бросают вниз, а поднимают за шею вверх. Фактически, этот метод является удушением, а не повешением, но казнят таким образом приговорённых к повешению.

Подобный способ активно использовался в США при исполнении приговоров судов Линча (при линчевании). В двадцатом веке так исполняли приговоры на Ближнем Востоке (в Иране, Ираке и Сирии).

В ряде стран при повешении используется стрела строительного крана. Как правило, таким образом казнят за особенно резонансные преступления – этот метод казни обычно применяется публично.

Нередко агония казнимого продолжается более получаса.

Смертные казни: всё о повешении

Третий способ повешения

Применяется и третий способ – чуть более сложный, но более эффективный. Именно при нём у осуждённого ломаются шейные позвонки и считается, что смерть наступает мгновенно. Позже мы расскажем о том, как всё происходит на самом деле.

Метод этот был изобретён в Англии и для него необходимо чуть больше оборудования, чем для первых двух. Помимо виселицы, нужен ещё и эшафот – деревянный помост с раздвижным полом. При таком исполнении казни, верёвка натягивается наиболее быстро – настолько, что ломаются шейные позвонки.

В 1953 году специальная Королевская комиссия в Англии исследовала этот метод повешения и признала его оптимальным с точки зрения «человечности, надёжности и приличия».

Сегодня именно таким способом вешают в некоторых американских штатах, в Африке и многих странах Азии.

«Длинная капля»

Разработанный Королевской комиссией «гуманный» метод стал апофеозом борьбы за права приговорённых. Эксперты работали с 1949 по 1953 год – четыре года. Этот способ повешения получил название «длинная капля», а в оригинале – long drop. Её суть сводилась к гарантированному перелому шейных позвонков вследствие резкого падения.

Палачи во все времена очень ревностно относились к авторству методов казней и своему мастерству. Признание «длинной капли» повергло английских специалистов в шок, ведь этот метод придумали в Ирландии. Впрочем, англичане соседей всё-таки переспорили, и вплоть до отмены повешений (это случилось в 1964 году) считалось, что именно в Англии превратили изуверский средневековый метод казни в современный и гуманный способ приведения приговоров в исполнение.

Сегодня «длинная капля» – самый популярный способ повешения в мире. Ещё бы, все стремятся к максимальной гуманизации казней (сарказм). Ритуал прописан достаточно подробно. Осуждённый со связанными за спиной руками ставится посередине люка в эшафоте – одной ногой на одну створку, другой – на другую.

Створки соединяются верёвкой, которую в нужный момент перерезают или (реже) пережигают. Часто механизм приводится в действие и при помощи специального рычага. Приговорённым связывают лодыжки, а на голову накидывают капюшон (бежевый, чёрный или белый – в зависимости от государства, исполняющего казнь). В Хорватии приговорённого зашивали в мешок целиком.

Верёвку над виселицей сворачивают особым способом – кольцами. Так она разворачивается под весом приговорённого без помех, ускоряя его движение вниз и обеспечивая нужный эффект. «Длинная капля» – это петля особой формы, которая накидывается так, чтобы узел оказался под левой стороной нижней челюсти.

Качество результата определяется длиной верёвки, которая зависит от веса и роста преступника – крепление устроено таким образом, что палач может регулировать длину.

Чтобы казнь прошла без осечек, комиссия постановила производить «контрольное повешение» – репетицию казни, при которой вешают мешок песка нужного веса.

Топор – дворянам, верёвка – простолюдинам

Уже в древности повешение считалось позорным. В таком статусе этот метод казни упоминается ещё в Ветхом Завете, где трупы аморейских царей было приказано оставить на виселицах до захода солнца.

Долгое время виселицы были невысокими, позже их высоту увеличили – как раз для большего позора. В приговорах судов иногда указывали, высоко следует повесить преступника или низко. Повешение на низкой виселице считалось снисхождением. Самую высокую виселицу звали «иудейской».

В Европе повешение считалось участью простолюдинов. Более знатным преступникам, как правило, рубили головы. Если суд считал необходимым дополнительно унизить дворянина, его вешали после приведения приговора в исполнение другим способом. Так как повесить человека с отрубленной головой технически довольно сложно, иногда казнённых вешали за подмышки.

Висящие на виселице трупы оставляли до полного разложения или уничтожения зверями и птицами. Зловонные останки внушали ужас населению европейских городов. Тот же подход практиковал и Пётр Великий.

Останки снимали с виселиц тогда, когда уже особенно нечего было снимать. Приговорённых к смертной казни не хоронили, кости сбрасывали в специальный колодец. В Европе он назывался словом «оссуарий», в России – словом «костница».

В Германии виселица не использовалась с 1871 года, когда в уголовном кодексе осталось лишь обезглавливание, а в военном уставе – расстрел. Вешать продолжали лишь в некоторых немецких протекторатах и только местных аборигенов.

Виселицы вернул Гитлер, в 1933 году призвавший вешать особо безнравственных преступников «как скот». С тех пор головы рубили только рядовым уголовникам, государственных преступников исключительно вешали. Участников заговора против него (1944 год) фюрер приказал повесить на крюках для свиных туш. Младшему из приговорённых было шестнадцать лет.

В советском союзе вешали исключительно военных преступников. Обычных уголовников расстреливали.

Повешение головой вниз

Головой вниз вешали для максимального унижения приговорённого. В апреле 1945 года именно так повесили уже казнённого Муссолини, а с ним – труп его любовницы Клары Петаччи (Кларетты).

Повешение как праздник

Как правило, повешение преступников превращалось в большой праздник, происходило при большом скоплении народа, обычно в воскресный день. В восемнадцатом веке в Англии дни важных казней специально объявляли выходными – для увеличения явки граждан.

Приговорённого везли из тюрьмы к месту казни на телеге, сажали спиной к лошади. Процессию всегда сопровождал священнослужитель, за телегой следовал палач. На шею ещё перед началом этапирования накидывали три верёвки – две так называемые «тортузы» (со скользящей петлёй) и «жет», за который палач сдёргивал преступника с подставки или лестницы.

Если процессия проходила мимо монастыря, монашенки угощали преступника вином и хлебом – этот момент был отдельным праздником и у монастырей традиционно собирались толпы народа. Особенно распространённым этот обычай был во Франции. Прикоснуться к приговорённому было чем-то вроде хорошей приметы.

Около виселицы приговорённого ждали монахи или грешники. Они пели «Радуйся, Царица Небесная» (Salve, Regina). Палач первым поднимался на эшафот – задом наперёд, держа преступника за верёвки. Приведя жертву на место, палач быстро крепил тортузы к перекладине виселицы и дёргал за жет. Нередко третьей верёвкой палачи пренебрегали, просто спихивая приговорённого коленом. Это называлось пафосным «отправить в вечность».

После казни палач вставал на труп повешенного и несколько раз дёргал петлю вверх – для верности. Так он убеждался в том, что смерть наступила.

После успешной казни гвардейцы, полицейские, палач и священник отправлялись в замок – город оплачивал им роскошный пир.

Вообще, повешение быстро стало общественным мероприятием, своего рода публичным спектаклем и развлечением. Как мы уже писали, нередко перед казнью, прямо на площади, имитировали судебный процесс, саму казнь продумывали, как полноценную театральную постановку. Особенно это практиковалось в случае массовых казней и казней политических преступников.

Особым шиком было сделать казнь максимально красивой. Известно, что после взятия католиками Анже в 1562 году, протестанты были повешены идеально симметрично. Организаторы казни очень этим гордились. Другие палачи часто «развешивали» жертв по росту или весу, чередовали больших и маленьких – в общем, упражнялись в эстетике, как могли.

Повторные казни

Нередко можно слышать о том, что осуждённых казнили лишь единожды, и если что-то шло не так (например, рвалась верёвка) – миловали. Несмотря на большое распространение этой версии, она является заблуждением, и если подобная практика и существовала – она была скорее единичным случаем, исключением из общего правила.

В России иногда действительно отпускали счастливчиков, считая, что бог не желает их смерти. Впрочем, это противоречило воинскому уставу, предписывающему казнить до победного. Позже суды стали добавлять к приговорам: «висеть, пока не наступит смерть». Это развязывало палачам руки, оправдывало повторные казни. Если случалась накладка, палач колол жертве пятки (чтобы вернуть в сознание) и повторял процедуру повешения.

«Декабристы»
«Декабристы»

Особенно часто ошибки случались у начинающих палачей. На такие ситуации был богат, в частности, XIX век, когда опытных специалистов не хватало в большинстве стран, включая Россию. Наиболее известным случаем можно считать казнь декабристов. Троих из них не выдержали верёвки, а тучного Пестеля, согласно некоторым свидетельствам, и вовсе казнили только с третьего раза.

В Англии существовала и практика «повешения до полного разложения». Последним удостоился такого приговора человек по имени Джеймс Кук (не тот, которого сожрали аборигены) – он был повешен в 1823 году.

Случалось, что повешенные умирали не сразу. Известно о человеке по имени Грин, который ожил в гробу. Документальных подтверждений нет – кроме того, повешенных довольно редко хоронили в гробах.

В 1927 году в Англии сразу двое осуждённых подельников «ожили» после снятия с виселицы, честно провисев на ней по пятнадцать минут. Наглецам добавили по полчаса.

Чтобы повесить человека максимально эффективно и гуманно, последний лондонский палач, Пьерпоинт, часами внимательно разглядывал смертника через глазок камеры.

В 1942 году в Британии решили, что констатировать смерть повешенного можно лишь через час после казни. Согласно специальной директиве, всё это время тело должно провисеть в петле. В Австрии и вовсе оставляли труп висеть на три часа – так продолжалось вплоть до отмены в этой стране смертной казни (1968 год).

От чего зависит результат повешения

Как мы уже слегка обмолвились, успех повешения зависел от опыта палача. Кроме того, в разных странах и регионах использовали разные методы казни – нюансы нередко влияли на эффективность экзекуции.

Например, в Париже рубежа 17-18 веков (почти до самой революции) было принято помещать петлю под челюсть и затылочную кость – благодаря такому подходу практически всегда ломалась шея, казнь получалась быстрой.

В других регионах Франции петлю чаще располагали поверх затылка. Чтобы петля не соскочила в самый ответственный момент, дополнительно завязывали специальный узел, который попадал на гортань или трахею приговорённого.

Повышению вероятности перелома позвоночника служит и британский метод – когда петля помещается под левую сторону нижней челюсти преступника. Именно этот метод был признан наиболее гуманным способом казни – помните, мы говорили об этом выше.

Американские палачи предпочитают размещать узел за правым ухом – из-за этого шея приговорённого сильно растягивается, а иногда у него даже отрывается голова.

Повесить можно не только за шею

Кстати, история знает не много способов казни, когда петлю накидывают не на шею приговорённого, а на другие места. Разнообразие подходов может свести слабовольного читателя с ума или, как минимум, опрокинуть в обморок.

Повешение за конечности

Обычно, повешение за конечности служило дополнительной пыткой – своего рода опцией, дополняющей казнь. Такие бонусы служили или для устрашения общественности или для ублажения правителей. Казни за конечности всегда отличались жестокостью, а смерть наступала исключительно долго – вплоть до нескольких дней.

За ноги, как правило, вешали тех, кого приговаривали к растерзанию животными. Считать такой метод повешением – не совсем правильно, мы будем его обсуждать в статье о казнях при помощи животных.

За руки обычно вешали над огнём. В принципе, и это не совсем повешение – скорее чуть более изуверский и унизительный метод сожжения.

Повешение за подмышки

Одним из наиболее жестоких считалось повешение за подмышки. Агония при этом методе была особенно долгой. Ремни или верёвки сдавливали кровеносные сосуды. Это приводило к удушью и параличу. Даже если приговорённый не умирал в результате самого повешения, смерть наступала после снятия с виселицы.

Иногда для этого вида казни использовали термин «медленное повешение» – на наш взгляд, довольно меткий.

Как правило, за подмышки вешали тех преступников, кто ещё не во всём сознался, или не выдавал сообщников. Как и повешение за конечности, повешение за подмышки являлось способом дополнительной пытки уже приговорённого к смерти преступника. Нередко именно так, за подмышки, вешали детей и подростков.

Повешение за другие части тела

У многих восточных народов было принято вешать преступников за волосы. Римляне предпочитали вешать за половые органы – так поступали и во многих других странах средневековой Европы.

Самым же страшным вариантом повешения было поднимание тела на железном крюке, поддетом под одно из рёбер. За рёбра вешали и в Японии. В Персии вешали за ступни.

При таких повешениях смерть наступала не сразу и была весьма мучительной. Приговорённого могли оставить умирать на несколько дней.

«Бандитские виселицы»

Как мы уже обсуждали, повешение было не только методом казни, но и мощным способом воздействия на общество, инструментом устрашения и запугивания. Повешенных нередко не снимали с виселиц до разложения трупа. Особенно популярным этот подход был в Европе. В России тоже применялся.

«Бандитские виселицы» ввёл в обиход Филипп Красивый. Они отличаются от обычных тем, что на них оставляли висеть не только тех, кто был повешен, но и преступников («бандитов»), казнённых другими способами (или, например, убитых при задержании). На одной балке могли висеть более полусотни человек.

Такие виселицы нередко расставляли вдоль основных дорог, располагали на естественных возвышенностях. О таких выставках не раз упоминается в романах Александра Дюма – в описываемые им времена развешенные по улице преступники были естественной и распространённой частью пейзажа. В Англии виселицы ставили настолько часто, что на некоторых дорогах их превращали в верстовые столбы.

Во Франции ещё практиковалось использование при сооружении виселицы разного количества поперечных балок – обычно оно зависело от титула судьи. Если правосудие вершил обычный дворянин, ставилась две балки, если какой-нибудь барон – четыре, если герцог – восемь. Король и вовсе мог наворотить любое количество балок по своему усмотрению.

Что такое Монфокон

В основном, «Бандитские виселицы» устанавливали на севере Парижа, в местности, которая называлась «Холм Монфокона». Это название довольно быстро закрепилось за самой виселицей.

Монфокон – на заднем плане. На переднем людей жгут, об этом поговорим в отдельной статье.
Монфокон – на заднем плане. На переднем людей жгут, об этом поговорим в отдельной статье.

Монфокон был даже не совсем виселицей, а ещё более капитальным сооружением. Вход на этот эшафот преграждала тяжёлая дверь. Основанием служила массивная бутовая платформа, на которую приходилось подниматься по каменной лестнице. На деревянных балках Монфокона стационарно были закреплены цепи, на которых палачи могли вешать и живых, и мёртвых.

Посередине Монфокона была обустроена огромная яма, куда сбрасывались недоеденные птицами останки приговорённых. Обычно повешенных снимали с цепей только в одном случае – когда не хватало свободных мест.

Виселица была огромной, но в 1416 и 1457 годах её пришлось расширить – рядом возвели ещё две виселицы. Сложно себе представить, насколько зловеще выглядело это место, постоянно кишащее кричащими воронами, на много километров источающее запах гниющей человеческой плоти.

Вешать на Монфоконе перестали только при Людовике Тринадцатом, а разберут виселицы и вовсе в 1761 году. Сто лет спустя в этом ужасном месте разобьют огромный парк Бют-Шомон, площадью свыше 25 гектаров. Его автором станет Жан-Шарль Альфан, спроектировавший Булонский лес.

Подобные Монфокону стационарные виселицы возводили и в других городах Франции, а также в других странах. В Англии ими пользовались почти до конца девятнадцатого века. Вид виселицы (даже пустой) внушал страх гражданам, побуждал их к законопослушному поведению. Это, впрочем, довольно спорное утверждение.

Никто не боялся виселиц

Не то, чтобы метод устрашения работал – виселиц в Европе быстро перестали бояться, стали давать им весёлые клички. В принципе, государства сами спровоцировали это явление, превращая повешения в праздники и балаганы.

Даже после самых жестоких и массовых повешений люди просто молча расходились по домам, во время казней пили и водили хороводы, плясали и горланили песни, а владельцы самых удобных балконов сшибали деньгу, сдавая их в аренду обеспеченным зевакам.

К запахам и виду раскачивающихся преступников тоже довольно быстро все привыкли. Пытаясь напугать людей, их сделали безразличными к повешению. Верёвки с казней стали талисманами, резались на куски, которые потом довольно дорого продавались, становясь прибавкой к жалованию палача. Всё изменит гильотина, долгое время внушавшая страх даже ко всему привыкшим французам. О казнях на гильотине поговорим в одной из следующих статей.

О том, что для устрашения виселицы не подходят, говорили и в Англии, где в 1820 году повесили разом 250 преступников. 175 из них ранее неоднократно присутствовали при аналогичных казнях. В 1886 году в Бристоле из 167 приговорённых повешений не видели лишь трое.

За что вешали людей

Пора бы рассказать, за что вешали людей. Сталинский вариант («за шею») не предлагать. Если говорить коротко – за что угодно. В 1535 году можно было отправиться на виселицу за то, что не побрился. Простолюдинов и вовсе вешали чуть что – за кражи репы на базаре и за другие мелкие провинности.

В дореволюционной Франции существовало 215 поводов оказаться на виселице. В 1823 году в Англии был принят так называемый «Кровавый кодекс», которым повешение было предусмотрено за 350 преступлений. Документ был настолько жесток, что уже в 1837 году его немного «успокоили» – оставили «всего» 220 статей, по которым отправляли на виселицу.

Либерализация продолжилась. В 1839 году оставили пятнадцать статей, в 1861 их число сократили до четырёх (примерно тогда же в Лондоне открыли метро).

Порогом для принятия решения о повешении в Англии были двенадцать пенсов ущерба. Трудно поверить, что до сих пор остались страны со столь же жестокими уголовными кодексами. Так, в Малайзии могут запросто повесить за двести граммов конопли или 15 граммов героина.

В каких странах вешают до сих пор

В своей книге «Смертная казнь: История и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней» Мартен Монестье приводит следующий список стран, где вплоть до девяностых годов двадцатого века применяется повешение.

Список, конечно, устарел – часть стран успела отказаться от смертной казни вообще, другие перестали только вешать, предпочитая теперь расстрелы или смертельные инъекции. В приведённом списке, например, есть Гонконг, где от смертной казни давно отказались. Кроме того, непонятно, почему в списке СНГ называется страной.

Найти хоть сколько-нибудь актуальный список по состоянию на 2020 год нам пока не удалось – соответствующий запрос мы отправили в Amnesty International. Если ответят – опубликуем.

  • Албания;
  • Ангила;
  • Антигуа и Барбуда;
  • Багамские острова;
  • Бангладеш;
  • Барбадос;
  • Бермудские острова;
  • Бирма;
  • Ботсвана;
  • Бруней;
  • Бурунди;
  • Великобритания;
  • Венгрия;
  • Виргинские острова;
  • Гамбия;
  • Гранада;
  • Гайана;
  • Гонконг;
  • Доменика;
  • Египет;
  • Заир;
  • Зимбабве;
  • Индия;
  • Ирак;
  • Иран;
  • Ирландия;
  • Израиль;
  • Иордания;
  • Каймановы острова;
  • Камерун;
  • Катар;
  • Кения;
  • Кувейт;
  • Лесото;
  • Либерия;
  • Ливан;
  • Ливия;
  • Маврикий;
  • Малави;
  • Малайзия;
  • Монсеррат;
  • Намибия;
  • Непал;
  • Нигерия;
  • Новая Гвинея;
  • Новая Зеландия;
  • Пакистан;
  • Польша;
  • Сен Китс и Невис;
  • Сен-Винсент и Гренадины;
  • Сент-Люсия;
  • СНГ;
  • Самоа;
  • Сингапур;
  • Сирия;
  • Словакия;
  • Судан;
  • Свазиленд;
  • США;
  • Сьерра-Леоне;
  • Танзания;
  • Тонга;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Тунис;
  • Турция;
  • Уганда;
  • Фиджи;
  • Центрально-Африканская Республика;
  • Чехия;
  • Шри-Ланка;
  • Эфиопия;
  • Экваториальная Гвинея;
  • ЮАР;
  • Южная Корея;
  • Ямайка;
  • Япония.

Подписывайтесь на наш канал в «Дзене».