Как мы уже говорили, существует определенная разница между административным и уголовным задержанием (задержанием подозреваемого). В этой статье мы понятно объясним, в чем заключается разница и как понять, какому задержанию вы подвергаетесь или подвергается ваш родственник.

О том, что такое задержание, мы рассказывали в одноименной статье. Переходите по ссылке, чтобы узнать.

Во время задержания сотрудники уполномоченных органов ограничивают свободу перемещения и доставляют задержанного к соответствующему должностному лицу (следователю, дознавателю и пр.). Это лицо обязано либо составить протокол об административном задержании, либо приступить к расследованию уголовного дела.

В первую очередь нужно выяснить, по какому подозрению задерживают — в административном правонарушении или уголовном преступлении. Требуйте протокол. Разница между административным и уголовным задержанием очевидна уже из заголовка документа (названия формы).

  1. В отношении задержанных по подозрению в административном правонарушении составляется протокол административного задержания.
  2. В отношении задержанных по подозрению в совершении уголовного преступления составляется протокол задержания подозреваемого. Его можно составить только в том случае, если за преступление, в котором подозревают задержанного, предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Разница между административным и уголовным задержанием может заключаться и еще в нескольких нюансах:

  • Процедуры административного задержания и задержания подозреваемого в совершении уголовного преступления предусмотрены разными кодексами, то есть для разных задержаний будут разные основания. Порядок административного задержания регулируется нормами КоАП РФ (статьи 27.3 — 27.6), задержание подозреваемого регулируется УПК РФ (статьи 91 — 96).
  • Различается статус задержанных. Административный задержанный считается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Если человек задержан на основании статей УПК РФ, он считается подозреваемым.
  • Административное и уголовное задержание производится разными уполномоченными лицами. Административное задержание могут производить одиннадцать категорий должностных лиц и целый ряд военных, уголовное задержание — орган дознания (полиция), дознаватель и следователь.
  • Для разных задержаний кодексами сформулированы разные наборы оснований. Административное задержание производится в особых случаях (для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, для исполнения постановления по делу). Уголовное задержание производится при наличии обстоятельств, перечисленных в статье 91 УПК. В целях исполнения приговора задержание подозреваемого не производится.
  • Существует разница между административным и уголовным задержанием и в части продолжительности ограничения свободы. Разнятся и правила продления периода задержания. Административное задержание не должно превышать трех часов (по решению суда, иногда срок может быть продлен до 48, еще реже до 72 часов). Подозреваемого в уголовном преступлении можно задержать на 120 часов (сначала на 48, потом решением суда продлить еще на 72), после чего должна быть избрана мера пресечения.
  • Срок задержания по административному делу исчисляется с момента доставления в уполномоченный орган, задержание по уголовному делу исчисляется с момента фактического задержания.

Задержание и привод

Важно понимать, что обоими кодексами предусмотрены не только правила задержания, но и иные связанные с ним принудительные меры. Например, задержанием не считаются доставление и привод (принудительное доставление). Они регулируются другими статьями кодексов и производятся по другим правилам.

Бывает ли привод по уголовному делу

Да, в рамках уголовного производства приводы осуществляются тоже. Соответствующая процедура предусмотрена статьей 113 УПК РФ. Привод может быть осуществлен как на этапе следствия, так и на этапе суда.

Кстати, привести могут не только подозреваемого или обвиняемого, но и потерпевших, свидетелей.