Итак, чем отличается работа следователя от работы дознавателя?
Начнем с того, что в настоящее время следователи осуществляют свою работу в 3 различных ведомствах. Это следственный комитет, федеральная служба безопасности и министерство внутренних дел.
Дознание в свою очередь производится органами внутренних дел, пограничными органами ФСБ, органами принудительного исполнения, органами пожарного надзора федеральной противопожарной службы и таможенными органами.
И следователь и дознаватель занимаются предварительным расследованием по уголовному делу.
Под предварительным расследованием следует понимать стадию уголовного судопроизводства, в которой органы предварительного следствия и дознания под надзором прокурора, ведомственным и судебным контролем устанавливают обстоятельства преступления, формируют обвинение конкретных лиц в целях осуществления правосудия по уголовным делам.
Существуют две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Дознание тоже существует двух видов: сокращённое дознание и дознание в общем порядке.
В случае со следователем предварительное расследование происходит в виде следствия, а в случае с дознавателем — в виде дознания.
Однако не только названием отличается работа следователя и дознавателя.
В первую очередь, следователь и дознаватель хотя и занимаются предварительным расследованием, но в то же время расследуют совершенно разные дела. Чтобы понять, какие конкретно дела расследуют следователи, а какие дознаватели, нужно обратиться к уголовному процессуальному кодексу. А именно к статье 151 УПК РФ. Согласно ней становится понятно, кто должен вести предварительное расследование по каждому конкретному делу.
Как правило, исходя из практики, следователям достаются наиболее сложные дела. Однако это не означает, что государство доверяет следователям больше, чем дознавателям. Дознаватели, как и следователи, расследуют огромное количество дел, просто их дела носят другой характер и, как правило, отличаются по степени тяжести. Зачастую следствие расследует более тяжкие дела, чем дознание. В связи с этим различаются и полномочия дознавателя и следователя.
Следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности или территориальности, провести следственные мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по оперативно-розыскным мероприятиям, которые обязательны для исполнения.
В отличие от следователя, орган дознания не может дать поручение следователю, которое было бы для него обязательным к исполнению. Кроме того, дознаватель практически всё делает только по согласованию с начальником органа дознания.
Можно сделать вывод, что профессиональная самостоятельность следователя гораздо шире, чем дознавателя.
Однако следователь тоже часто бывает зависим от мнения руководства и не всегда самостоятельно принимает решения.
Для тех, кому интересна история
6 апреля 1963 года — важная дата в истории органов предварительного следствия системы МВД России. В этот день Президиум Верховного Совета СССР передал право производства предварительного следствия министерству охраны общественного порядка. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Именно с этого момента начался этап становления следственного аппарата органов внутренних дел.
Первоначально в компетенцию новой службы вошло расследование общеуголовных преступных деяний. В дальнейшем к ведению следователей органов внутренних дел были отнесены наиболее сложные дела о хозяйственных преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних.
С того времени ведут свою историю следственные подразделения системы МВД России.
Нужна помощь с составлением документов? Обращайтесь! Мы всегда поможем и словом, и делом – объясним, как защитить себя и свои права, правильно составим необходимые бумаги. А ещё расскажем, куда обратиться за помощью и поможем подобрать хорошего адвоката. Электронная почта: znbm.ru@yandex.ru
Статья также опубликована на нашем Дзен-канале.